ПчелыМедПчеловодствоКулинарная книгаБиблиотекаКонференцияМагазинИнформация
  honey.ru Пчеловодство Разведение и содержание пчёл
Темы
Весенние работы на пасеке
Смена гнёзд и воскодобывание
Вывод маток и их использование
Образование новых семей
Перевозки (кочёвки) пчёл
Использование взятка
Подготовка пчел к зимовке
Оглавление
1. Вывод маток и их использование
2. Техника вывода матов
3. Смена маток
4. Получение плодных маток
Вывод маток и их использование
     На одной и той же пасеке, при совершенно одинаковых условиях ухода и содержания, не все семьи развиваются одинаково и дают высокий выход продукции. Наряду со средними и хорошими семьями, встречаются семьи, выдающиеся по своей продуктивности.
     Семьи, отличающиеся более высокой продуктивностью, называются семьями-рекордистками, а матки в них - матками-рекордистками. Большие сборы мёда, которых добились многие передовые пчеловоды, объясняются, во-первых, тем, что они в совершенстве овладели техникой пчеловодства, а во-вторых, тем, что они систематически, из года в год, занимались племенной работой. Эти передовики-пчеловоды выводят на пасеке маток только от маток-рекордисток, семьи которых дают наибольшие выходы продукции.
     Однако не всякая матка-рекордистка может улучшить качество потомства. Случается, что потомство некоторых из них не только не выделяется высокой продуктивностью, а даже отстаёт от рядовых семей на пасеке. Это означает, что высокие показатели такой семьи явились следствием не врождённых (наследственных) особенностей, которые передаются потомству, а какой-то случайности, которую не учёл пчеловод (например, налёт пчёл из соседних ульев).
     При проведении племенной работы среди выявленных маток-рекордисток нужно найти маток-улучшательниц.
     Маткой-улучшательницей (племенной) является такая матка, дочери которой дают пчёл, отличающихся более высокой продуктивностью, по сравнению со среднепасечной продуктивностью. Племенная матка - это у же проверенная матка-рекордистка, потомство которой достоверно отличается более высокой продуктивностью.
     Выявление маток-рекордисток. Племенную работу на пасеке начинают с выявления маток-рекордисток, для чего прежде всего налаживают на пасеке учёт продуктивности каждой семьи.
     Известно, что и самые лучшие матки в семьях с неутеплённым гнездом, плохими сотами, без достаточных весенних запасов кормов и т. д. не будут откладывать большого количества яиц, а следовательно, в семье не накопится большого количества пчёл. Поэтому матки в таких семьях не могут проявить своих качеств в полной мере и тем самым дать высокопродуктивную семью. Чтобы правильно оценить качества маток разных семей, необходимо наладить правильный уход за всеми семьями.
     Пасеки, расположенные в разных местах (точках), используют неодинаковую кормовую базу и вообще нахо дятся в разных условиях; поэтому выявлять и сравнивать маток-рекордисток необходимо отдельно на каждой пасеке. Если пасека размещается в летний период в нескольких местах (точках), то на каждом точке матки-рекордистки выявляются самостоятельно.
     В пчеловодстве ценятся семьи, дающие большие выходы мёда и отличающиеся восковитостью; поэтому отбор на племя маток-рекордисток обычно ведётся по двум основным показателям: по высокому выходу мёда и воска. Однако, кроме этих показателей, при отборе принимаются во внимание здоровье самих пчёл и их расплода, зимостойкость пчёл и их незлобивость.
     Мёдистость семьи определяется по количеству валового сбора мёда, который составляется из: 1) мёда, отобранного от семьи; 2) кормовых запасов, оставленных для прокорма семьи (в том числе и страховой фонд).
     Кормовые запасы, остающиеся в улье, учитывают путём определения занимаемой мёдом площади, считая, что рамка Дадана-Блатта, целиком заполненная печатным мёдом, содержит до 4 кг мёда. При учёте магазинных рамок сначала взвешивают 15-20 заполненных мёдом рамок в по ним определяют средний вес полной рамки. Из него вычитают средний вес пустой рамки. Количество отбираемых магазинных рамок от каждой семьи умножают на вес мёда в одной рамке. При наличии в магазине частично заполненных мёдом рамок делают пересчёт их на количество полных. Чтобы учесть откачанный мёд более точно, взвешивают отобранные из ульев рамки до откачки из них мёда и после неё. Разница в весе показывает вес отобранного мёда.
     Восковитостъ семьи определяется подсчётом количества отстроенных рамок и взвешиванием воска, собранного со строительных рамок. При отстройке гнездовой рамки Дадана-Блатта, навощённой целым листом искусственной вощины, пчёлы добавляют в среднем около 70 г своего воска, а при отстройке магазинной - около 35 г. Если рамки отстраивают без искусственной вощины, то на отстройку их пчёлы выделяют воска вдвое больше.
     Семьи, в которых обнаружены заразные болезни, не должны использоваться как рекордистки, даже в том случае, если они дали высокие показатели продуктивности.
     Зимостойкость семей с матками-рекордистками учитывают по следующим показателям:
     1) количеству съеденного за зиму мёда (для этого из количества оставленного на зиму мёда вычитают количество мёда, обнаруженного весной);
     2) количеству подмора (подмор в семьях измеряют стаканом);
     3) наличию или отсутствию следов поноса.
     Из равных по продуктивности семей-рекордисток предпочтение отдают тем семьям, которые имели весной меньше подмора и израсходовали за зиму меньше мёда.
     Чтобы точно выявить продуктивность семей на пасеке, ведут производственные записи. По данным этих записей в конце сезона определяют продуктивность каждой семьи на пасеке, в том числе и семей, давших наиболее высокий выход мёда, воска, пчёл, отводков и т. д. Семьи, получившие в течение сезона пчёл или расплод от других семей или новую матку, исключаются из оценки.
     Семь и, давшие наивысшую продуктивность, берут научёт как рекордисток и используют для получения от них маток и трутней.
     Использование маток-рекордисток. Маток-рекордисток делят на две группы; от одной группы берут личинок для вывода молодых маток-дочерей; другую группу предназначают для вывода трутней.
     Во вторую группу семей весной ставят в середину гнезда по 1-2 рамки с трутневыми сотами; во всех же остальных семьях на пасеке стараются не допустить вывода трутней, для чего соты с трутневыми ячейками выбраковывают и широко применяют искусственную вощину во весь просвет рамок.
     Для вывода маток-дочерей выделяют не одну, а несколько маток-рекордисток. Выведенных от них маток используют для образования новых семей и замены старых маток в основных семьях пасеки.
     Чтобы испытать по потомству несколько лучших маток-рекордисток, от каждой из них выводят не меньше чем по 20-25 маток и размещают в семьи на пасеке. При атом следует вести точные записи о том, в какую семью и от какой матки-рекордистки посажена матка-дочь. На следующий год пчёлы в каждой семье уже являются прямым потомством дочерей испытываемых маток-рекордисток. Продуктивность их сравнивают со средним медосбором семей на пасеке и с медосбором семей с дочерьми разных маток-рекордисток. Так устанавливают, какая матка- рекордистка даёт наиболее продуктивное потомство. И уже потом эту матку и её потомство используют для вывода новых маток и трутней.
     Выявление и отбор лучших маток и размножение их должна вести каждая пасека непрерывно, из года в год. Каждый такой отбор даст дальнейшее улучшение качества пчёл.
     Надо помнить, что отбор лучших маток в продолжение нескольких лет в пределах только одной пасеки может привести к нежелательному близкородственному скрещиванию. Чтобы этого не случилось, нужно время от времени производить обновление крови, путём обмена неплодных маток, выведенных от маток-рекордисток, между двумя пасеками, расположенными не ближе 10 км одна от другой.

Техника вывода матов
     Чтобы получить хороших, доброкачественных маток, необходим хотя бы небольшой взяток в природе. Если взятка нет и погода неблагоприятна, то пчёлы хотя и закладывают немного маточников, но качество выращиваемых маток бывает невысоким.
     Поэтому начинать вывод маток с весны можно лишь тогда, когда установится тёплая погода и в природе появится взяток.
     Вторым условием, необходимым для вывода маток, является наличие трутней на пасеке. Поэтому весной до появления в семьях печатного трутневого расплода начинать вывод маток нельзя.
     Многие передовые пчеловоды считают, что наиболее ценные плодовитые матки выводятся в роевую пору, перед главным взятком или же в первой половине главного взятка.
     Подготовка семьи-воспитательницы. В выводе маток должны участвовать две семьи: одна (племенная) поставляет молодых пчелиных личинок для маточного воспитания, другая (семья-воспитательница) на этих личинках закладывает маточники и выращивает маток.
     За сутки перед дачей личинок у семьи-воспитательницы отбирают матку и весь открытый расплод. Тогда у нее не остаётся никакой возможности вывести матку собственными силами. И если затем в семью-воспитательницу дать молодых личинок от матки-рекордистки, то пчёлы закладывают на этих личинках большое количество маточников и обильно снабжают их маточным кормом.
     Чтобы семья-воспитательница выкормила большое количество доброкачественных маток, она должна: 1) быть достаточно сильной, продуктивной, содержать 7-8 рамок с расплодом; 2) иметь большое количество пчёл-кормилиц; 3) совершенно не иметь открытого расплода и, наоборот, иметь в гнезде несколько рамок с печатным расплодом; 4) иметь обильные запасы мёда (не меньше 5- 8 кг) и пергу на двух рамках.
     Изъятые рамки с открытым расплодом можно подставить другим семьям на пасеке или использовать (вместе с маткой) для образования новой семьи.
     В период вывода маток в семьях почти никогда не бывает рамок, занятых только печатным расплодом; все такие рамки обычно имеют наряду с печатным и открытый расплод. Оставлять же в семье-воспитательнице соты, имеющие хотя бы несколько ячеек с открытым расплодом, нельзя, так как пчёлы в таком случае заложат маточники на оставленных в улье молодых личинках и не станут закладывать их на даваемых им личинках. Изъять все рамки с расплодом тоже нельзя, так как в этом случае в гнезде не будет поддерживаться нужная температура и снизится качество выращиваемых маток. Замечено также, что много маточников закладывают пчёлы лишь при наличии в гнезде печатного расплода.
     Отсюда следует, что лучше всего заранее позаботиться о том, чтобы ко времени вывода маток в семье-воспитательнице имелось бы 2-3 рамки исключительно печатного расплода. Для этого за 10 дней до намеченного срока дачи личинок, гнездо семьи-воспитательницы разделяют на две части вставной доской с разделительной (ганема-новской) решёткой. По Одну сторону решётки (где находится матка) ставят 2-3 рамки, по возможности с яичками и самым молодым расплодом, по другую - все остальные рамки с расплодом. Через 10 дней в той части гнезда, куда матка не имела доступа, все ячейки с расплодом будут запечатаны, и их можно без всякого риска оставить в семье-воспитательнице. Можно также подобрать для семьи-воспитательницы рамки с печатным расплодом в других семьях на пасеке.
     В тех случаях, когда рамки с печатным расплодом не подготовлены, из улья отбирают весь расплод, оставляя лишь рамки с кормовыми запасами. Через сутки после постановки в такую семью личинок на маточное воспитание ей возвращают две рамки, содержащие наибольшее количество печатного расплода.
     Гнездо семьи-воспитательницы необходимо сократить, отгородив двумя вставными досками от свободного пространства по бокам улья, и хорошо утеплить с обеих сторон и сверху.
     Семья-воспитательница через некоторое время после отбора матки и открытого расплода начнёт проявлять признаки беспокойства. На другой день ей дают личинок для выращивания маток.
     Получение личинок для вывода маток. Качество выведенных маток в сильной степени зависит от возраста личинок, взятых на маточное воспитание. Из личинок старше двух дней нельзя получить доброкачественных маток. Поэтому личинки надо брать в возрасте только 1-2 дней. Определить возраст личинки можно по следующим признакам.
     Только что выклюнувшаяся из яйца личинка имеет слегка выгнутую форму. Её, плавающую на капельке молочка, трудно различить, так как она едва достигает 1,5 мм в длину. Спустя 12 часов личинка становится несколько длиннее, а ко второму дню своей жизни делается толще и изгибается в виде полумесяца. Через 36 часов она достигает несколько больше 2 мм в длину и немного менее 1 мм в поперечнике.
     Определение возраста личинки наглаз требует известного навыка. При таком определении возможны ошибки, так как размеры личинок даже одного возраста не всегда одинаковы: личинки, находящиеся по краям или внизу сота, в местах, менее обогреваемых, иногда могут отставать в росте от личинок, расположенных в центре сота.
     Чтобы получить личинок нужного возраста, в середину гнезда семьи-рекордистки ставят рамку с хорошо отстроенным светлым сотом. Пчеловод должен проследить время начала кладки яиц на этом соте. Через 5 дней самым старшим личинкам в этом соте будет 2 дня, и все личинки будут пригодны для вывода маток.
     При выводе большого количества маток, когда нужно получить много личинок точно определённого возраста, применяют так называемый изолятор. Это- ящик, вмещающий одну рамку, две стенки которого имеют разделительную (ганемановскую) решётку. В изолятор опускают хорошо отстроенную рамку светлой суши с пчелиными ячейками. В него же переносят и матку той семьи, от которой хотят получить засев. Сверху изолятор закрывают двумя деревянными планками. Подготовленный таким образом изолятор ставят в середину гнезда этой же семьи и оставляют там на трое суток. Матка, лишённая возможности уйти из изолятора, за этот срок засевает сот яичками. По истечении трёх суток изолятор вынимают из улья, матку выпускают на рамки гнезда, а сот с яичками вновь ставят в семью ещё на 2 суток (без изолятора). Через два дня в соте этой рамки будет много молодых личинок, самой старшей из которых будет не больше двух дней.
     Когда пчеловоду требуется немного личинок, то вместо трёх суток сот можно продержать в изоляторе только двое суток. После этого сот вынимают из изолятора и ставят в гнездо семьи ещё на трое суток.
     Если при выводе маток используют личинок только с одной стороны сота, то, чтобы не тратить непроизводительно время матки на засев такого сота с двух сторон, а также не уничтожать лишних личинок, одну сторону сота прикрывают фанерной дощечкой или же сот ставят вплотную к одной стороне изолятора, оставляя матке для засева только вторую сторону сота.
     Подготовка личинок для вывода маток. Когда рамка о молодыми личинками подготовлена, её (без пчёл) переносят в помещение при температуре не ниже 20°, но и не выше 30°. При чрезмерной жаре и особенно при сухом воздухе быстро высыхает личиночный корм, отчего личинки гибнут. В очень сухом и жарком помещении для увлажнения воздуха необходимо пол поливать водой и развешивать в нескольких местах полотнища, смоченные водой.
     Сот с личинками не должен оставаться вне улья более часа. Нужно учитывать, что личинки нуждаются в постоянном уходе за ними пчёл-кормилиц, и долгое пребывание их вне гнезда может повести к гибели личинок.
     С рамкой, в которой содержатся личинки для вывода маток, нужно обращаться осторожно: находящихся на ней пчёл удалять щёткой или гусиным крылом, но отнюдь не стряхиванием, так как ударами и толчками можно повредить личинкам.
     Полученных личинок можно подготовить для дачи в семью-воспитательницу двумя способами.
     1. Личинок дают в семьи на маточное воспитание в тех же ячейках, в которых они находятся. При этом способе сот разрезают на кусочки с одной личинкой в ячейке, которую пчёлы переделывают в маточник. Этот способ как наиболее простой и доступный пчеловодам следует применять на всех колхозных и совхозных пасеках.
     2. Личинок сначала переносят из ячеек в специально изготовленные из воска искусственные мисочки и в этих мисочках подставляют в семью-воспитательницу. Этот способ применяется, главным образом, в специальных матковыводных питомниках, где выводят одновременно большие партии маток; основное преимущество его заключается в том, что при его применении используются для вывода маток почти все личинки, тогда как при первом способе до 75% личинок приходится уничтожать.
     Вывод маток без переноса личинок. Некоторые пчеловоды просто подрезают часть сота в таком месте, где много личинок одного- и двухдневного возраста. После этого в крайних подрезанных ячейках из каждых трёх личинок две уничтожают, а затем рамку с сотом ставят в семью-воспитательницу. Пчёлы заложат маточники на вставленных личинках. Этот способ довольно широко применяется в тех случаях, когда требуется немного маток.
     Более удобный способ вывода маток - на патронах или клинышках. При этом способе вынутую из улья рамку с личинками кладут на стол плашмя той стороной кверху, где больше подходящих личинок. Острым и тонким, слегка подогретым, ножом отрезают от неё полоски сота вдоль рамки. Каждая отрезанная полоска сота посредине должна иметь нетронутый ряд ячеек, а по бокам- с одной и другой стороны, где проходит нож, только половинки ячеек.
     При нарезке полос нужно учитывать, что в нижней части сота часто бывают личинки худшего качества (внизу меньше тепла), а иногда там находятся не личинки, а яйца. Поэтому иногда приходится несколько рядов нижних ячеек просто обрезать и полоски для использования личинок вырезать с расположенных выше рядов ячеек.
     В нарезанных полосках сотов (с одной стороны) срезают ножом половину стенок ячеек. Полученные полоски разрезают затем на отдельные кусочки с таким расчётом, чтобы каждый кусочек сота имел одну ячейку с нетронутой личинкой. Затем несколько расширяют верхние края ячеек с оставленными личинками, не дотрагиваясь до них, круглой палочкой (5 мм в диаметре).
     Приготовленные кусочки сотов с личинками опускают обратной стороной в расплавленный воск и укрепляют на патронах или же на клинышках. Так как при большом погружении в воск кусочков сота можно обжечь личинку, то некоторые пчеловоды рекомендуют погружать в растопленный воск патрон или клинышек, а затем к нему приклеивать ячейку с личинкой, не обмакивая её в воск.
     Патроны - это деревянные брусочки, выпиленные из гладко остроганных длинных реек. Они имеют скошенные по длине стороны. Толщина патрона 5 мм, ширина в верхней части 10 мм и в нижней 20-22 мм. Кусочки сотов с личинками наклеивают на патроны в центре более узкой плоскости патрона.
     Размещают патроны в особой маточной рамке (её ещё называют "прививочной рамкой>). Это-обычная рамка Дадана-Блатта, внутри которой прибивают 3 долевые планки.
     Верхняя планка укрепляется на расстоянии 1-2 см от верхнего бруска рамки, остальные две - на расстоянии 8 см от первой планки и одна от другой.
     Планки прибиваются в рамке только одним гвоздиком с каждой стороны, благодаря чему их можно вращать.
     В планках делают 12-14 вырезов со скошенными сторонами глубиною в 2-3 мм, в которые свободно могут входить патроны. Вставленные в планку патроны на 2-3 мм выступают наружу; их легко можно выдвигать из планки и вновь задвигать в неё. Можно не делать вырезов в планках, а приклеивать к ним патроны, опуская их одной стороной в расплавленный воск.
     Многие пчеловоды с большим успехом применяют способ вывода маток на клинышках. Клинышки имеют форму удлинённых треугольников, две стороны которых равны 35 мм, а третья - 15 мм. Делают их из спичечных коробок или же из очень тонких дощечек.
     Кусочки сота с личинками приклеивают к клинышку недалеко от края основания треугольника. Клинышки с личинками укрепляют на обычной рамке с сушью, лучше с запасом мёда в верхней части, но без перги. Их рядами втыкают острым концом в средостение сота с обеих сторон его. На каждой стороне сота размещают 3-4 ряда, а в каждом ряду 12-15 клинышков.
     Рамку с патронами или клинышками ставят в середину гнезда семьи-воспитательницы между двумя рамками c печатным расплодом.
     Количество личинок, которое следует дать одной семье-воспитательнице на маточное вскармливание, зависит от породы пчёл. Много маточников, до сотни и больше, закладывают кавказские пчёлы. Пчёлы средней полосы Советского Союза и более северных районов воспитывают маток в значительно меньших количествах: 2-4 десятка, редко больше. Поэтому в средней и северной полосах РОССИИ следует давать семье-воспитательнице для вывода маток 40-50 личинок. Для южных пчёл эту норму можно повысить до 60-80.
     Определяя потребное для хозяйства число маток, надо помнить, что не все принятые на воспитание маточники могут быть использованы. Часть их будет выбракована по разным причинам, часть маток затеряется при полётах для спаривания и т. д. Принято считать, что маточников должно быть получено, примерно, вдвое больше, чем требуется плодных маток.
     Если окажется, что большинство личинок приняты пчёлами и семья-воспитательница перегружена, следует уничтожить (выбраковать) часть личинок. При наличии на пасеке нескольких семей-воспитательниц маточники можно перераспределить, оставив в каждой семье равное количество их, или совсем отобрать маточники у части семей и передать их другим семьям. Следует иметь в виду, что гораздо легче уменьшить количество заложенных маточников (при первом осмотре семей), чем восполнить их недостаток дополнительной постановкой новой партии личинок.
     Уход за семьей-воспитательницей. После постановки личинок для вывода маток в семью-воспитательницу, гнездо её как можно лучше утепляют с боков и сверху.
     Через сутки выясняют, как много личинок принято на маточное вскармливание. Ячейки принятых личинок пчёлы сразу же переделывают в маточники и дают личинкам обильный корм.
     Если в период выкармливания маточных личинок изменится погода и прекратится взяток в природе, то семьи-воспитательницы надо подкармливать мёдом или сахарным сиропом до запечатывания маточников. Лучшие результаты даёт подкормка семей-воспитательниц смесью мёда и чистой перги, извлечённой из ячеек. На 100 г мёда берут 50 г перги, тщательно растирают и намазывают на пустые соты.
     Может случиться так, что сейчас же после постановки личинок в семью-воспитательницу наступит резкое похолодание, вследствие чего в семье будет принято небольшое количество личинок. В таких случаях можно в семью-воспитательницу дать дополнительную партию подготовленных личинок, не вынимая из неё ранее принятых личинок.
     Помещение маточников в клеточка. Вторично осматривают семью-воспитательницу уже после запечатывания всех маточников. Зрелые маточники (за 1-2 дня до выхода маток) отбирают от семьи-воспитательницы и помещают в маточные клеточки, так как иначе первая вышедшая матка уничтожит с помощью пчёл всех остальных маток, находящихся ещё в маточниках.
     Для питания маток в клеточки помещают корм. Лучше всего изготовить специальный корм-канди (Канди приготовляют из сахарной пудры и мёда, а при отсутствии пудры - из сахара-рафинада, растёртого в порошок и просеянного на сите. Мёд хорошего качества и от здоровых семей помещают в глиняный горшок, эмалированную или лужёную посуду и подогревают на лёгком огне, всё время помешивая (чтобы мёд не пригорел) до полного растворения (если мёд засахарился), ив не доводя его до кипения. Когда мёд остывает, к нему понемногу добавляют сахарную пудру и массу помешивают деревянной ложкой или скалочкой, пока она не сделается настолько густой, что размешивание её станет затруднительным. После этого массу помещают на хорошо остроганную чистую доску (или фанеру), посыпанную сахарной пудрой, и замешивают, как обычное тесто, добавляя всё время пудру, Канди считается готовым, когда масса не расплывается.), но можно пользоваться и кусочками осевшего, слегка смоченного мёда. Жидкий мёд дают вместе с небольшим кусочком сота и так, чтобы матка не могла в нём измазаться (матки, сильно запачканные мёдом, погибают).
     Одновременно выбраковывают все плохо отстроенные маточники: маленькие, кривые, сильно удлинённые, очень тонкие и т. п. Нет надобности оставлять их-из них всё равно выйдут недоразвитые, порочные матки.
     Накануне вылупления матки, а иногда за два дня до этого, пчёлы удаляют слой воска с конца маточника, оголяя его до самого кокона и облегчая, таким образом, выход матки из маточника.
     При помещении маточников в клеточки, усовершенствованные П. С. Щербиной, подвижной шибер устанавливается так, что отверстия обеих решёток (клеточки и шибера) совмещаются. В эти отверстия пчёлы могут свободно проникать внутрь клеточки и выходить из неё, матка же выйти не может. Пчёлы кормят матку в клеточке, чистят её; матка здесь находится в более естественных условиях, чем изолированная от пчёл в обычных маточных клеточках.
     Клеточки с маточниками помещают в рамки-питомники и возвращают обратно в семью-воспитательницу, в которой и оставляют до выхода маток из маточников. Если на пасеке имеется нужда в дальнейшем получении маток, то семью-воспитательницу можно использовать для вывода новой партии маток. При этом новую партию подготовленных личинок дают такой семье не раньше 3-6 часов после того, как отнимут у неё все маточники.
     Одновременно с постановкой личинок, в семью-воспитательницу надо обязательно поставить не менее двух заранее приготовленных рамок со зрелым печатным расплодом от других семей.
     С прекращением вывода маток в семью-воспитательницу подсаживают плодную матку или оставляют один, а ещё лучше два печатных маточника или же одну из молодых маток. При заметном ослаблении семьи, её подсиливают зрелым печатным расплодом от здоровых семей.
     Вывод маток с переносом личинок. Для этой цели о помощью деревянного шаблона предварительно изготовляют искусственные мисочки для маточных личинок. Сначала делают деревянные палочки из мелкослойного дерева (яблони, груши, клёна и т. п.) длиной в 100 мм и толщиной (в поперечнике) в 8-10 мм. Концы палочек закругляют и хорошо шлифуют. Затем 3- 5 палочек вставляют наподобие грабельных зубьев в деревянный брусок. Концы этих зубьев должны находиться на одной линии, иначе мисочки будут иметь равную высоту стенок.
     Концы палочек шаблона сначала погружают в холодную воду, потом стряхивают (чтобы на концах не осталось капель воды) и окунают в растопленный (слегка остывший) воск на глубину в 6-8 мм. Когда воск на палочках застынет, шаблон вновь погружают в воск, но уже на меньшую глубину, 5- 7 мм. Погружение повторяют 2-3 раза, уменьшая глубину погружения. После этого шаблон опускают в холодную воду, чтобы воск совершенно остыл. Полученные на концах шаблона мисочки снимают и складывают в коробку, а шаблон вновь погружают в воду и затем в воск. Для ускорения работы можно пользоваться двумя шаблонами поочерёдно.
     Приготовленные мисочки укрепляют на патронах или на клинышках. Для этого каждую мисочку осторожно обмакивают выпуклым концом в растопленный воск и быстро прикладывают к патрону или клинышку.
     Перенесение нежных личинок из пчелиных ячеек в мисочки требует некоторого навыка. Личинки не должны оказаться повреждёнными, так как измятых личинок пчёлы не примут на воспитание и выбросят из мисочек.
     Переносят личинок шпателем , т.е. металлической проволочкой, один коне и которой сплюснут и сужен, чтобы удобно было подхватывать личинку снизу (рис. 100). Шпатель можно также сделать из гусиного пера, придав ему вид зубочистки. Для того чтобы хорошо видеть личинок и удобнее было извлекать их шпателем, надо острым и слегка подогретым ножом срезать стенки ячеек с сота. Заострённый конец шпателя опускают в ячейку, погружают в молочко и подводят под личинку из-под спинки. Личинку захватывают вместе с частью корма и приподнимают таким образом, чтобы середина личинки лежала на шпателе, а концы её свисали. Перенеся личинку в мисочку, шпатель прижимают к её дну так, чтобы личинка соскользнула с него. Чем больше маточного корма будет перенесено вместе с личинкой, тем она лучше соскальзывает со шпателя в мисочку. В том случае, когда корма в ячейках очень мало, следует до перенесения личинок положить на дно мисочек немного жидкого мёда.
     Для этого заострённый конец спички опускают в мед и потом слегка дотрагиваются спичкой до донышка 5-8 мисочек.
     При больших количествах мёда пчёлы хуже принимают личинок.
     Патроны с перенесёнными личинками помещают на планки маточной рамки (если работа производится с клинышками, последние втыкаются в сот) и эти рамки переносят в семью-воспитательницу.
     Календарный план работ по выводу маток. Все работы по выводу маток должны выполняться в строго определённые сроки. Необходимо точно учитывать, сколько дано личинок, сколько из них принято, сколько получено запечатанных маточников и т. д. Удобно для этой цели пользоваться формой календарного плана.

Примерный календарный план работ по выводу маток
(Сроки работ расчитаны по отношению ко дню прививки)
Наименование работПлановые срокиУчет выполнения работ
Дата№ семьиКоличество
1. Получение трутневого васева (за 15 дней до прививки личинок)18/V18/V5-
2. Изоляция (отделение) матки в семье-воспитательнице для получения печатного расплода (за 9 дней до прививки)24/V25/V10-
3. Постановка изолятора в маточную семью для получения одновозрастных личинок (за 4 дня до прививки)29/V29/V49-
4. Отбор матки от семьи-воспитательницы и окончательная ее подготовка к прививке личинок (за 1 день до прививки)1/VI1/VI10-
5. Прививка личинок и постановка на воспитание2/VI2/VI1045
6. Проверка личинок на прием (через сутки после прививки)3/VI3/VI1032
7. Браковка и постановка маточников на дозревание в рамке-питомнике10/VI11/VI1024
8. Заселение нуклеусов пчелой и дача зрелых маточников (через 12 дней после прививки)13-14/VI14/VI-22
9. Проверка маток на прием (через 14 дней после прививки)16/VI16/VI-21
10. Вторичная подсадка маток в нуклеусы взамен убитых (в тот же день)16/VI16/VI-1
11. Получение плодных маток (через 20-25 дней после прививки)22/VI22/VI
24/VI
25/VI
27/VI
28/VI
-
-
-
-
-
4
3
8
3
2

     Эта форма сочетает в себе и календарный план и учёт его выполнения, так что из неё видно не только, когда данную работу нужно выполнить, но и когда она фактически выполнена и с какими результата­ми.

Смена маток
     Матка представляет ценность до тех пор, пока она кла­дёт много яиц. Известно, что хорошо несутся матки в пер­вый и второй год жизни. На третий год яйценоскость маток значительно понижается. Поэтому пчеловод должен регулярно сменять маток по истечении двух лет их жизни.
     Заменять старых маток можно плодными и неплодными матками. Неплодными матками лучше всего сменять ма­ток путём помещения в семью запечатанного маточника за день-два до выхода из него матки, с наступле­нием главного взятка. Старую матку отбирают, а взамен её дают зрелый маточник. При этом в семье происходит некоторый перерыв в откладывании яиц, что во время глав­ного взятка способствует большему накоплению в ульях медовых запасов.
     Однако при небольшом взятке отбор матки может при­вести к усилению роевого состояния пчёл и к закладке роевых маточников. Поэтому такой способ смены маток следует применять. главным образом, в условиях бурного, обильного взятка.. Вывод маток эти пчеловоды-пе­редовики начинают с наступлением главного взятка, так как считают, что самые лучшие полноценные матки выво­дятся именно в первую половину главного взятка. Сроки вывода они рассчитывают таким образом, чтобы мо­лодые матки успели до окончания взятка спариться с трут­нями и чтобы смена маток была произведена ещё до окон­чания взятка.
     Наилучшим нужно признать такой способ смены маток, когда взамен отобранной семье сразу дают плодную матку. В этом случае для спаривания маток формируют специаль­ные временные нуклеусы. Перерыв в кладке яиц при та­ком способе замены маток сводится к 2-3 дням. К тому же плодных маток пчёлы лучше принимают, чем неплодных.
     Подсадка маток. Наиболее распространённым является следующий способ подсадки маток: подлежащую смене матку помещают в клеточку и на час-два ставят обратно в гнездо, чтобы клеточка приобрела запах семьи и матки. Потом вынимают клеточку, старую матку отбирают, а в эту же клеточку сажают новую матку и помещают опять на прежнее место в улей.
     На следующий день к вечеру осторожно, по возможности, без дыма улей открывают и смотрят, приняли ли пчёлы новую матку. Если пчёлы спокойно сидят на клеточке и кормят матку, просовывая через отверстия клеточки свои хоботки, то можно её немедленно освободить. Для этого нижний клапан клеточки открывают, залепляют тонким слоем воска или листиком искусственной вощины, в кото­рой делают соломинкой несколько отверстий, и клеточку помещают на прежнее место. Успокоившись, пчёлы сами выпустят матку.
     В том случае, когда пчёлы относятся к матке враждебно, теснятся вокруг клеточки и дрожащие и обозлённые бес­покойно мечутся, улей следует тотчас же закрыть и вновь осмотреть через сутки. Если отношение пчёл к матке из­менится к лучшему, матку выпускают. Но, если враж­дебное отношение пчёл к матке будет продолжаться, то это значит, что в улье имеются маточники или неплодная матка. Если обнаруженная матка достаточно крупная и нормально развита, её оставляют в семье, а клеточку с маткой убирают; если же молодая матка окажется плохой по виду, её отбирают, а клеточку с маткой вновь ставят в улей; матку выпускают на следующий день.
     При использовании клеточек, изменённых Щербиной, подвижную решётку (шибер) устанавливают так, чтобы она перекрывала отверстия решётки и преграждала пчё­лам доступ в клеточку к матке. Спустя 12-18 часов после помещения клеточки в семью, когда осмотр покажет, что пчёлы принимают матку, шибер передвигают так, чтобы отверстия обеих решёток (клеточки и шибера) совпа­дали для свободного прохода пчёл внутрь клеточки к матке. Одновременно выдвигают задвижку, прикрываю­щую корм с внешней стороны клеточки. Пчёлы поедают корм и проникают к матке; через это же отверстие матка выходит из клеточки.
     Как подсадить матку в семью, не принявшую нескольких маток. Случается, что семья, не имеющая матки, упорно отказывается принимать подсаживаемых ей маток. Когда осмотр покажет, что в семье матки нет и что, сле­довательно, есть какие-то другие причины к непринятию маток, бесполезно продолжать подсаживание их обычными способами. Подсадить матку в такую семью следует иным путём.
     Чаще всего причиной неприёма маток является наличие большого количества старых пчёл. Их-го и нужно удалить из семьи, оставив в ней на время подсадки только моло­дых пчёл.
     Для этого улей с семьёй, не принимающий матки, от­ставляют в сторону, а на его место тотчас же устанавли­вают другой улей, с несколькими запасными рамками су- ши (часть с кормами) и одной рамкой с печатным расплодом, взятым из отставленного улья, вместе с сидящими на рам­ке пчёлами. Старые лётные пчёлы, вылетев из отставлен­ного улья, соберутся в новом улье; в отставленной же семье окажутся только молодые пчёлы. Тогда эту семью тщательно осматривают, уничтожают маточники, если они там имеются, и дают рамку с яичками из любой здоровой семьи на пасеке. В тот же день к вечеру можно в семью с молодыми пчёлами дать матку в клеточке, которую (в слу­чае, если пчёлы её примут) на другой день выпускают.
     Когда матка приступит к кладке яиц, в эту семью воз­вращают удалённых из неё старых пчёл. Для этого вече­ром, после прекращения лета пчёл, отставленный улей (с маткой) приближают ко второму улью, а затем перено­сят в него рамки с пчёлами. Эти рамки на первое время надо отделить разделительной доской от остальных ра­мок.
     При подсадке неплодных маток лучше не дожидаться Выхода их из маточников, а подставлять в семьи зрелые печатные маточники.
     Исправление семей с пчёлами-трутовками. Семья, в которой появились пчёлы-трутовки, не принимает под­саживаемых ей маток. Если семья слаба, её следует ликвидировать, вытряхнув пчёл на пасеку (они разлетятся по соседним ульям). Если же семья имеет достаточное ко­личество пчёл, то в лётное время дня в одной из семей средней силы помещают матку в клеточку и вместе с двумя рамками печатного расплода переносят в гнездо семьи с трутовками. В семье с трутовками отбирают соты с рас­плодом трутовок, а затем ульи обменивают местами: улей с трутовками ставят на место нормальной семьи, от кото­рой взята матка. В результате семьи обмениваются лёт­ными пчёлами. На следующий день к вечеру матку осво­бождают из клеточки, а семье, у которой отобрана матка, к вечеру подсаживают запасную плодную матку.

Получение плодных маток
     Нуклеусы. Для получения плодных маток на пасеке формируют маленькие семейки-нуклеусы. Помещают их в обычные ульи Дадана-Блатта, разделённые перегородками на 2-3 самостоятельных отделения. Перегородки должны доходить до дна и плотно прилегать к стенкам улья, что­бы пчёлы не могли переходить из одного отделения в дру­гое. Перегородки в улье лучше делать выдвижными, чтобы, когда это потребуется, можно было 2-3 семейки объ­единить в одну. Для этого на передней и задней стенках внутри улья набивают по 2 планки с промежутками, со­ответствующими толщине перегородки.
     В каждом отделении нуклеуса необходимо проделать леток. При разделении улья пополам один леток де­лают в передней, другой - в задней стенках улья; при раз­делении улья на три части делается ещё третий леток внизу одной из боковых стенок. Когда же улей имеет 4 отде­ления (как, например, в ульях-лежаках), летки устраивают со всех четырёх сторон улья.
     Передние стенки каждого отделения улья раскраши­ваются в разные цвета. Знакомая окраска помогает пчё­лам и маткам безошибочно находить свой леток при воз­вращении в улей.
     Каждое отделение улья должно иметь самостоятельный потолок (деревянный или холстинку), чтобы при осмотрах открывать только нужное отделение; верхнее утепление может быть общим для всех семей.
     Нуклеусы формируют из обычных рамок Дадана-Блатта путём переноса одной или двух рамок с расплодом, пчё­лами и кормами из любой семьи пасеки. В случае надоб­ности легко создать из нуклеуса нормальную семью, пере­ставив его гнездо в более просторный улей и подсилив расплодом или пчёлами из других семей. В разделённых; перегородками ульях хорошо могут зимовать до весны 2-3 семейки с запасными матками.
     Можно формировать нуклеусы в ульях, рядом с основ­ными семьями. Для этого сбоку гнезда отгораживают от­деление на три рамки (так называемый «карман») с от­дельным летком.
     В больших матковыводных хозяйствах, получающих сотни, а нередко и тысячи плодных маток, пользуются и специальными улейками-нуклеусами, имеющими умень­шенную рамку (1/44 гнездовой рамки Дадана-Блатта). При этом улейки-нуклеусы могут быть сделаны на 2-4 и боль­ше отделений.
     Формирование нуклеусов. Чтобы нуклеусы хорошо при­нимали маточники или неплодных маток, необходимо соб­людать следующие условия:
     1) нуклеусы формировать из молодых нелётных пчёл;
     2) в нуклеус не давать сотов, содержащих открытый расплод или яички;
     3) матку или маточник давать спустя 3-6 часов после формирования нуклеуса.
     Хуже принимают пчёлы неплодных маток и маточники в безвзяточное время, при низкой температуре воздуха и при ветре. Поэтому создавать нуклеусы и подсаживать в них маток лучше всего в тёплые дни, хотя бы с неболь­шим взятком.
     Большое значение имеет возраст подсаживаемых ма­ток. Зрелые маточники пчёлы всегда принимают лучше, чем уже выведшихся маток. Чем моложе матка, тем охот­нее принимают её пчёлы. При подсадке маток в возрасте 7 дней и старше, гибель маток достигает нередко 60-70% Поэтому при формировании нуклеусов лучше давать им зрелые маточники.
     В южных районах РОССИИ формируют нуклеусы из одной рамки с печатным зрелым расплодом (лучше, если из него уже выходят пчёлы) и двух рамок с мёдом и пергой. На эти рамки стряхивают ещё молодых пчёл с двух рамок. В цент­ральных и северных районах Советского Союза для нук­леуса берут 2-3 рамки с расплодом и сидящими на них пчёлами и 2 рамки с мёдом и пергой; кроме того, к ним дополнительно стряхивают пчёл с 2-3 рамок. Рам­ки с расплодом ставят в середину, а с мёдом и пергой - по краям. При отборе рамок тщательно следят, чтобы вме­сте с рамками или стряхиваемыми пчёлами не перенести в нуклеус и матку. Чтобы этого не случилось, перед от­бором рамок и пчёл находят матку и накрывают её на соте колпачком; выпускают матку по окончании рабо­ты.
     Вместо отобранных для нуклеуса рамок в гнёзда семей -ставят рамки с искусственной вощиной. К вечеру почти все лётные пчёлы, попавшие в нуклеусы при их заселении, возвратятся в свои семьи, а в нуклеусах останутся по пре­имуществу молодые нелётные пчёлы. Тогда им дают маток или маточники.
     Можно, однако, давать маток или маточники и сразу при формировании нуклеусов. Клеточку с маткой или ма­точником помещают в промежуток между двумя средними сотами.
     Маточники на клинышках вкалывают в сот в вер­хней части одной из средних рамок нуклеуса.
     Нуклеус, в который подсажена матка, осматривают на следующий день к вечеру и матку выпускают из клеточки, залепив нижнее отверстие её листком воска или искусст­венной вощины.
     При формировании нуклеусов нужно помнить, что в очень слабых и неутеплённых нуклеусах оплодотворён­ные матки долго не начинают кладки яиц; расплод же, поставленный в семейку, может застыть. Поэтому для нуклеуса берут столько пчёл, сколько нужно, чтобы они хорошо покрыли рамки; сверху, а если позволяет место, то и сбоку, нуклеусы тщательно утепляют.
     При формировании один и тот же день большого чис­ла нуклеусов (20-25 и больше) рамки с расплодом и мо­лодыми нелётными пчёлами лучше подготовить заранее. Это позволит быстро сформировать нужное количество нуклеусов в тот день, когда на пасеке будут зрелые, печат­ные маточники.
     Осматривая семьи, из них выбирают по 1-2 рамки со зрелым, печатным расплодом и покрывающими их пчё­лами, Отбираемые рамки помещают в запасные гнездовые корпуса, которые ставят сверху на гнёзда нескольких сильных семей. Между верхним и нижним корпусами кла­дут густую металлическую сетку. Расплод будет обогре­ваться за счёт тепла нижней семьи. В корпусе с расплодом делают маленький леток, через который захваченные вме­сте с сотами старые пчёлы могут возвратиться обратно в свои ульи.
     Попутно от сильных семей отбирают по нескольку ра­мок с мёдом и пергой (без пчёл), которые переносят в за­пасной корпус. Взамен этих рамок в гнёзда .семей ставят рамки с искусственной вощиной.
     На следующий день формируют нуклеусы путём поста­новки в каждое отделение улья по 1-2 рамки с печатным расплодом и покрывающими их пчёлами и двух рамок с кормами. Одновременно с формированием нуклеусов им дают молодых маток или маточники. Формировать нуклеусы описанным способом можно толь­ко в том случае, если на пасеке нет заразных болез­ней.
     После того как ли­чинки, поставленные в гнездо семьи-воспитательницы, бу­дут приняты на маточное вскармливание, рекомендует семью-воспитательницу подсиливать рамками со зрелым расплодом от других семей. Для разме­щения этих рамок на гнездо семьи-воспитательницы надо поместить второй корпус. Спустя неделю, когда маточ­ники созреют, а в улье скопится много молодых нелёт­ных пчёл, улей с семьёй-воспитательницей следует отне­сти на край пасеки; на место же семьи-воспитательницы поставить другой улей, в который поместить одну рамку расплода с маточником и несколько рамок с сушью и ис­кусственной вощиной. В этот улей собираются лётные пчё­лы из семьи-воспитательницы. Нелётных пчёл, остав­шихся в отнесённом улье, и печатные маточники равно­мерно распределяют в 10 заранее подготовленных отде­лениях в ульях. После оплодотворения маток нуклеусы подсиливают рамками с печатным расплодом.
     Уход за нуклеусами. При формировании нуклеусов на­ливают воду в ячейки одного из крайних сотов (примерно, полстакана). Если же в сотах имеется жидкий незапечатан­ный мёд, то дача воды необязательна.
     Летки в нуклеусах сокращают до прохода 2-3 пчёл. Если при осмотрах нуклеусов обнаружится, что отдельные семьи сильно ослабели, то их следует подсилить, поставив рамку с печатным расплодом, из которого уже выходят пчёлы.
     Осматривать нуклеусы лучше всего утром или после 5-6 часов вечера, когда матки не вылетают на спаривание. Осмотр среди дня может повести к развитию во ровства, а также к потере маток. Если во время осмотра матка взлетит, следует прекратить дальнейшую работу и самому пчеловоду остаться в том же положении, в кото­ром он был до этого. Вспорхнувшая матка через несколько минут обычно возвращается в улей.
     На 3-5-й день после формирования нуклеусов им ста­вят в середину гнезда по одной рамке с яйцами и моло­дыми личинками для вскармливания. Эти соты берут от основных семей с пасеки. Сот, из которого уже вышли пчёлы, при этом отбирают.
     От момента помещения матки в нуклеус до начала клад­ки яиц проходят различные сроки. По наблюдениям, при благоприятных условиях погоды в течение 15 дней 97% маток становятся плодными и на­чинают засев. Поэтому нет никакого расчёта держать мат­ку в нуклеусе больше 15 дней. Если за этот срок матка не начала кладку яиц, лучше такую матку отобрать, а в нуклеус поместить новую или дать зрелый маточник.
     Матку, начавшую кладку яиц, через 2-3 дня исполь­зуют для образования новой семьи (отводка) или для за­мены старой матки в основных семьях пасеки. Часть нук­леусов оставляют в зиму как семейки с запасными матками.
     Повторное использование нуклеусов. Если полученных плодных маток используют для замены старых в основ­ных семьях, то матку из нуклеуса отбирают. Нуклеус же можно использовать для повторной дачи в него неплодной матки или маточника.
     После отбора плодной матки, новую неплодную матку в клеточке, снабжённой кормом, помещают, как обычно, в улочку между рамками, в середину гнезда. Через трое суток, когда в гнезде нуклеуса уже не будет яичек, отло­женных отобранной маткой, новую матку освобождают из клеточки. Для этого нижнюю металлическую задвижку в клеточке, прикрывающую корм, отодвигают, и клеточку вновь ставят на место. Пчёлы, выбрав корм, сами освобо­дят матку.
     Маточник дают в нуклеус, из которого отобрана матка. уже начавшая кладку яиц, не раньше того времени, когда семейка уже заложит свои собственные маточники, т. е., примерно, через трое суток после отбора матки из нуклеу­са. Маточники, заложенные семьёй, уничтожают лишь после выхода матки из подставленного маточника.

Реклама
Рекомендуем


Пчелы Мед Пчеловодство Кулинарная книга Библиотека Конференция Магазин Информация